Что такое SWIFT и чем грозит отключение российских банков от этой системы

SWIFT (СВИФТ) расшифровывается как Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications. Это международная система передачи финансовых сообщений между банками. Через нее банки, например, посылают друг другу поручения о переводе денег. Благодаря этому и сами банки, и их клиенты могут перечислять средства по всему миру. При этом через SWIFT проходят только платежные документы, а не деньги.

SWIFT создали в 1973 году 248 банков из 19 стран. Сегодня к SWIFT присоединились уже больше 11 000 финансовых организаций из 200 стран мира, в том числе российские банки. Система существует по принципу кооператива – она принадлежит всем участникам, которые финансируют ее работу.

Что случится, если российские банки отключат от SWIFT?

На операциях внутри страны это никак не скажется. SWIFT – не единственный финансовый мессенджер. В 2014 году в России создали свою Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Она также позволяет банкам обмениваться документами по российским операциям. Сегодня к СПФС подключены 340 пользователей, в том числе 43 иностранных участника из 10 государств.

Российские банки уже активно пользуются СПФС и в случае отключения от SWIFT могут полностью перейти на отечественную систему обмена сообщениями. Для клиентов банков не будет никакой разницы при проведении платежей и переводов внутри страны. 

Будут ли работать карты международных платежных систем в случае отключения банков от SWIFT?

В России операции по картам никак не связаны со SWIFT. В нашей стране еще в 2014 году была создана Национальная система платежных карт (НСПК). Она обрабатывает все операции внутри страны как по отечественным картам «Мир», так и по международным картам российских банков. Какие бы санкции ни ввели, все эти карты продолжат работать в обычном режиме на территории страны: ими можно расплачиваться в российских магазинах, совершать любые операции в банкоматах, делать переводы с карты на карту.

Трудности могут возникнуть при оплате картами, которые выпущены банками, попавшими под санкции, но только при оплате за рубежом или в иностранных интернет-магазинах.

На территории России проблемы вероятны лишь при использовании Apple Pay, Google Pay и аналогичных иностранных сервисов. Оплата может не пройти, если вы привязали к ним карту банка, оказавшегося под санкциями. Либо если вы проводите оплату в интернет-магазине или через платежный терминал, которые обслуживаются санкционным банком. В таких случаях нужно просто воспользоваться самой банковской картой, а не сервисом мобильной оплаты.

Если все не так страшно, почему тогда мне звонят и запугивают блокировкой моей карты из-за санкций?

Шумиха вокруг этой темы связана с паникой. Звонки, письма и сообщения о заморозке карт и счетов из-за отключения банков от SWIFT приходят от мошенников. Они просто используют любые новостные поводы, чтобы выманить у людей деньги и секретные реквизиты карт.

Если вы получили тревожную информацию, которая касается ваших денег, обязательно перепроверьте ее. Когда с вами выходят на связь от имени банка и пугают блокировками, не поддерживайте разговор. Вместо этого немедленно позвоните в свой банк по телефону горячей линии – номер можно посмотреть на официальном сайте финансовой организации или на своей банковской карте. Получить микрозайм можно здесь.