Можно столкнуться с ситуацией, когда вы приняли решение о получении кредита и не сомневаетесь в положительном решении со стороны кредитной компании, поскольку ранее не раз брали кредиты и исправно платили необходимые взносы без просрочек. Но на самом деле банки оценивают потенциального клиента не только по его платёжеспособности. Ещё во внимание принимается доход человека и иные важные показания. Даже может быть проведено изучение социальных сетей человека, его мобильного телефона и прочего. Такие данные и система оценки носит название кредитного скоринга. Следует более детально рассмотреть данное понятие.
Данное понятие представляет собой специализированную систему оценки заёмщика, которые пользуются многие организации кредитования с целью анализирования ситуации и предсказания того, насколько исправно человек будет вносить обязательные взносы. Основной её просчёта является статистика и специализированные математические расчёты.
Известно, что люди с похожими привычками примерно одинаково распоряжаются своими доходами. Поэтому банки и МФО сравнивают новых заёмщиков с гражданами, которые ранее брали кредит на тех же финансовых условиях. В результате строится скоринговая модель. С её помощью компьютер просчитывает платёжеспособность человека для принятия решения.
Обычно применяется несколько разных моделей в зависимости от различных кредитов и категорий заёмщиков. Оценка происходит по балловой системе. С учётом всех параметров составляется общий скоринговый бал. Чем выше этот показатель, тем больше шансы на получение более выгодного займа.
Главными источниками получения информации выступает кредитная история, персональная анкета заёмщика и личные финансовые материалы кредитора. Тем не менее кредитор вправе использовать и материалы из других достоверных источников.
Данный источник наиболее важный и чем больше информации из него будет получено, тем точнее и надёжнее будет составленное предсказание. В связи с этим действительно надёжный заёмщик сможет получить нужную сумму, а недобросовестный получит отказ.
При необходимости получения кредита человек обязательно заполняет анкету, информация из которой также учитываются при расчёте общего скорингового балла. При этом у каждого банка применяется собственная статистика и на одни и те же показания могут быть сделаны разные выводы. Обычно в анкете кредитная компания просит клиента указать следующее:
А также немаловажное значение играют при подсчёте баллов и параметры кредитования, которые устраивают заёмщика. Например, клиент который берёт заём в МФО на 7 дней значительно чаще гасит его в нужное время по сравнению с клиентом, берущим ту же сумму на максимальные 30 дней.
Если клиент берёт деньги в долг в том банке, в котором выдаётся заработная плата, то он банк примерно представляет сведения о доходах клиента. Или же у клиента имеется дебетовая карта того банка, где он рассчитывает получить заём. Всё такие данные обязательно будут учитываться компанией кредитования при принятии решения и определении скорингового балла, помогут оценить финансовую дисциплину клиента и его умение распоряжаться денежными средствами.
В некоторых случаях могут быть использованы и иные доступные данные о клиенте, которые банковская организация посчитает важными. В частности, таким показателем может выступать имеющаяся модель телефона. Или же при оплате товаров и услуг банковской картой также можно понять, на что и сколько денег тратит потенциальный заёмщик и сделать из этого свои выводы.
У всех параметров в используемой модели имеется свой вес в зависимости от значимости того или иного параметра. Наибольший вес занимает кредитная история. Если же она отсутствует, то применяемая модель будет составляться только с учётом анкетирования и дополнительных источников. Но в таком случае предсказать платёжную дисциплину становится гораздо труднее, что повышает риски выдачи кредитов тем гражданам, которые не в состоянии вовремя платить по своим обязательствам.
Каждая кредитная организация лично принимает решение о том, какая информация будет учитываться в модели. При этом точный набор параметров, их вес и принимаемые выводы хранятся втайне, чтобы этим не смогли воспользоваться конкуренты или неблагонадёжные граждане.
Обычно не применяется большая и подробная модель с различными дополнительными данными в связи с высокой стоимостью и сложностями применения. Она доступна только крупным банкам. Более мелкие финансовые организации руководствуются упрощённой моделью, приобретают уже готовую модель или скоринговые оценки у других организаций.
Компании кредитования имеют полное право отправлять запрос в государственные органы для получения официальных сведений о гражданине. Нередко это делается для того, чтобы не тратить время на перепроверку сведений, полученных в иных источниках.
Тем не менее без согласия клиента ни один кредитор не имеет права совершать запрос сведений о нём в любых государственных информационных системах. Человек имеет право отказать в совершении такого запроса, но на практике обычно это приводит к отказу в выдаче денежного займа. Некоторая информация может содержаться в различных базах данных и только кредитор сам выбирает, какой из них воспользоваться.
Госорган для получения информации |
Что можно узнать |
Пенсионный фонд |
Доходы заёмщика |
Федеральная налоговая служба |
Доходы заёмщика, наличие бизнеса, наличие долгов по налогам |
Федеральная служба судебных приставов |
Наличие у заёмщика долгов, связанных со взысканием через судебных приставов |
МВД |
Достоверные ли представленные паспортные данные, наличие автомобиля и штрафов от ГИБДД, наличие судимости и за что |
Информационная система о государственных и муниципальных платежах |
Какие госпошлины и штрафы были оплачены заёмщиком |
Информационная система ЖКХ |
Наличие долгов по коммунальным платежам |
Росреестр |
Есть ли в собственности недвижимость |
База судебных дел |
Участие в судебных делах, предметов споров, кем был заёмщик в данном деле и принятое решение |
В последние годы многие крупные банки и МФО стали обращаться внимание на профили своих клиентов в различных социальных сетях. Обычно на практике данные из соцсетей имеет минимальные баллы. И получить отказ только потому, что банку не понравилась ваша страница невозможно. Тем не менее она может стать дополнительным аргументом в принятии окончательного решения. Негативными факторами в этом случае могут выступать агрессивные высказывания, подписка на экстремистские группы, занятия экстремальными видами спорта и прочее. Они могут повлиять на снижение балла. При этом менеджер не будет лично просматривать страницы клиента, для этого есть различные компьютерные программы, проводящие анализ изображений и ключевых слов в написанных текстах.
Анализ соцсетей проводится только по согласию человека и его разрешении, а также разрешении выбранной сети. Такое согласие может включаться в пользовательское соглашение с социальной сетью, заявлении на получение кредита.
Мобильные операторы не станут предоставлять данные относительно звонков, переписки в мессенджерах. Но при этом имеют полную картину того, сколько гражданин проводит времени в интернете, какие сайты посещает, сколько тратит времени на связь и какой тариф использует. Такие данные также могут сыграть свою роль в определении окончательного скориногового балла. Но только по согласию пользователя.
Прежде всего самым важным будет регулярное и своевременное погашение займов. Любые просрочки негативно отражаются на кредитной истории. Её состояние следует регулярно проверять даже при своевременном внесении платежей. Так вы сможете убеждаться в том, что содержащиеся данные корректны.
Случается так, что иногда банки просто забывают вовремя отправлять сведения о выплаченных долгах и это приводит к появлению просрочки в кредитной истории. Тогда необходимо отправлять заявление в БИК для исправления ошибок и нарушений. Бесплатно запрашивать кредитную историю можно дважды в год.
А также крайне неразумно посещать дорогие магазины и выкладывать об этом фотографии в своих социальных сетях для того, чтобы произвести впечатление весьма состоятельного человека для банков или МФО. Гораздо лучше вести себя естественно, своевременно оплачивать свои долги, коммунальные платежи и штрафы. Именно это положительно отразится на окончательной оценке со стороны кредитора.